Лаборатория

English

МУЗЕЙ НА КАРТЕ РЕГИОНА: КАК СТАТЬ ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ?

25 октября 2019 в Ярославле состоялась Международная музейная лаборатория «Музей на карте региона: как стать точкой притяжения?». Лаборатория – платформа для профессионального обсуждения, поиска решений острых проблем и обмена практическим опытом устойчивой и эффективной музейной деятельности.

Международная музейная лаборатория стала практической площадкой Международного форума «Культура в действии» и являлась самостоятельной частью программы. Лаборатория проходила в партнёрстве с IX Международным туристическим форумом Visit Russia и при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве

К участию в Лаборатории на конкурсной основе приглашались представители российских музеев любых организационно-правовых форм. В итоге, участниками Лаборатории стали 70 музейщиков из 21 региона: Архангельской, Астраханской, Калининградской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Саратовской, Тверской, Томской, Тульской, Ярославской областей, Москвы, Пермского края, Республик Карелия, Татарстан, Северная Осетия, Ненецкого автономного округа и Беларуси.

Аудитория Лаборатории:

  • руководители и сотрудники государственных и муниципальных музеев – 44% (31)
  • владельцы и представители частных музеев:
    • некоммерческие организации – 29% (20)
    • коммерческие организации – 16% (11)
  • работники учреждений культуры (дома культуры, центры творчества и пр.) – 11% (8)

Лаборатория была направлена на поиск ответов на вопросы, которые стоят перед российскими музеями:

  • Какие вызовы ставит перед музеем экономика впечатлений и какие возможности дает?
  • Как понимать свою аудиторию и ее запрос на обновление музейного продукта?
  • Где и как искать ресурсы и с кем вступать в партнерства?
  • Как опираться в работе на местное сообщество?
  • Как быть устойчивым в условиях сокращения ресурсов, конкуренции и изменений на рынке?
  • Как представлять музейную коллекцию, выявляя ее сильные стороны?

Участие в лаборатории принимают ведущие эксперты из 8 стран мира – это представители профессионального сообщества и музеев-победителей международных профессиональных музейных конкурсов из Великобритании, Нидерландов, Финляндии, Турции, Латвии, Беларуси, Хорватии и России.

По словам программного директора Форума «Культура в действии», исполнительного директора Ассоциации менеджеров культуры Инны Прилежаевой: «Международный форум «Культура в действии» – сформировал пул важных вопросов, стал началом большого разговора. А Международная музейная лаборатория – место, где эти вопросы и решения обсуждались в открытом диалоге, российские и европейские специалисты обменялись опытом. Лаборатория стала позитивным шагом для формулирования возможных зон взаимных интересов музейного сообщества как в России, так и в международном пространстве».

Одним из ключевых сюжетов как с точки зрения представления кейсов, так и технологии эффективной работы с независимым сектором наследия в Великобритании, стал опыт AIM (Ассоциации независимых музеев Великобритании).

Лаборатория соединила имеющийся российский опыт с новыми идеями британского профессионального сообщества и проверенными временем российскими и зарубежными практиками по развитию музейного сектора и на этой основе предложила музеям поразмышлять над выработкой собственных «рецептов» – действенных механизмов устойчивости и развития.

Благодаря Лаборатории, организаторам удалось показать активным практикам, что они действуют согласно глобальной повестке, и положить начало профессионального обмена между негосударственными музеями России и Великобритании.

Ведущие эксперты Лаборатории:

Сэм Хант (Sam Hunt) ⎯ консультант по работе с наследием в Sam Hunt Consulting, попечитель Национального морского музея Корнуолла (National Maritime Museum Cornwall) и Музея Лайм-Риджиса (Lyme Regis Museum), до 2013 г. – директор Ассоциации независимых музеев (AIM), имеет масштабный опыт поддержки контроля за изменениями и стратегическом планировании в музеях и галереях Великобритании, а также в развитии бизнес-моделей для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и в привлечении аудитории, Великобритания.

Мэрилин Скотт (Marilyn Scott) ⎯ директор музея и галереи The Lightbox (Уокинг, графство Суррей) – призёра главной награды в сфере искусства для музеев и галерей the Art Fund Prize в 2008 году и премии премьер-министра Великобритании в 2012 году, член совета Ассоциации независимых музеев (AIM), попечитель the Bethlem Museum of The Mind и the Geffrye Museum, Великобритания.

Модератор Лаборатории - Инна Прилежаева, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры, руководитель проекта «Управление наследием: независимый сектор», программный директор III Международного форума «Культура в действии».

Программа Лаборатории включала экспертные выступления, анализ успешного российского и зарубежного опыта, групповую работу, обмен мнениями, знакомство с музейными площадками Ярославля.

В первой части программы Лаборатории эксперты из Великобритании выступили с сообщениями «Коммуникации: коллекция – экспозиция – посетитель» (Мерилин Скотт) и «Вовлечение, партнерство и кооперация для устойчивости музея» (Сэм Хант), во второй части эксперты и участники работали в группах в формате мастер-класса по трекам:

  • Сэм Хант – «Подходы к бизнес-планированию частного музея»
  • Мэрилин Скотт – «Вовлечение аудиторий и работа с местным сообществом»

Цитаты экспертов:

Сэм Хант

Четкое выстраивание свой позиции и взаимоотношений с сообществом – это еще один залог выживания, люди должны чувствовать, что это для них, что им дается что-то значимое и существенное. Сильный музей может вносить экономический вклад в развитие территории, мы генерируем доходы для тех территорий, на которых находимся.
Наш план на год учитывает не только посетителей, но и работу с местным сообществом, сезонность и много других факторов.
Музеи часто очень серьезны, а в музее должно быть весело. Однако в Великобритании в профессиональном сообществе есть серьезная обеспокоенность упрощением языка разговора с посетителем. Важно сохранять баланс: научную составляющую и миссию музея и, в том же время, разговор с посетителем на том языке, который они понимают.

Мэрилин Скотт

Образовательная ценность музеев – мы приводим молодых людей и даем им ощущение и понимание того места, в котором они выросли. Понимание того, кто приходит к вам в музей – это также обязательное условие устойчивости музея. Начало и конец каждого музея – это посетитель. Когда я начинала работать, главным была коллекция. Исследуйте свою аудиторию! Нужно опрашивать, анализировать, нужно понимать, что вам сказали – тогда приходит понимание, что нужно менять, можно удерживать актуальность, производить то, что людям нужно и находить новую аудиторию. Очень важно спрашивать, а потом, что-то менять – улучшать зрительский опыт.
Сообщество неоднородно, в городе, где я работаю, есть коренные жители, которые там живут уже давно, несколько поколений, есть мигранты, есть молодые люди, работающие в Лондоне и только ночующие в городе. Но мы стараемся создать своей деятельностью ощущение нового единого сообщества.
Еще одна важная составляющая современного музея – это бизнес-планирование, умение искать и находить деньги, фандрайзинг, получение грантов и работа со спонсорами.

Лаборатория состоялась в рамках международного проекта Ассоциации менеджеров культуры (АМК) – «Управление наследием: независимый сектор» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Организаторы Лаборатории: Ассоциация менеджеров культуры (АМК) при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве

Партнеры проекта: Правительство Ярославской области; ИКОМ России; МВШСЭН (Шанинка); EUNIC; Ассоциация независимых музеев Великобритании (AIM); Национальная ассоциация информационно-туристских организаций (НАИТО).

Оставьте контакты

Оставьте контакты